Простите меня, грешного, что я взялся поделиться своим опытом жизни.
Здесь я хочу выделить понятия «совершенство сознания» (или развитие сознания как интеллекта) и «духовное совершенство». Эти вещи взаимосвязаны, хотя и разные. Видимо, проще было бы сказать о развитии сознания человека и его духовном развитии.
Вначале посмотрим КАК человек эволюционирует в сторону совершенства сознания (а, следовательно, и своих действий, деяний) и КАК меняется в связи с этим образ его жизни, проследить этапы пути, коль мы говорим о «пути человека».
Нельзя не осмыслить взаимоотношение среды и сознания. Еще древние мыслители разных религиозных конфессий выделяли три ступени этого процесса.
№ ступени |
Характер взаимоотношений |
1. |
Сознание Младенческое: определяется Бытием |
2. |
Возмужавшее Сознание: Бытие определяется им. |
3. |
Просветленное и умудренное Сознание, свободное от самостной необходимости воздействовать на Бытие: отныне оно взаимодействует с ним; у него нет нужды вмешиваться в ход событий: отныне оно само Со-Бытийно (см. НЕ-ДЕЯНИЕ).
|
Итак, на первой ступени, когда мы ещё только родимся и даже от кого родимся, наше сознание только формируется. Заметь: формируется чьим-то (родителя, окружающих людей, природными условиями, социальными группировками и т. п.) сознанием, идеями и т. д. данной среды.
Если мы будем иметь ввиду восхождение сознания как инстинкт — интеллект (Разум), — сверхсознание (интуиция), то в этом возрасте главенствует инстинкт. Эта первая ступень.
Здесь мало знаний и опыта. Со стороны духовного развития это самый благоприятный период и получения его извне. Следовательно, необходим хороший духовный наставник, с одной стороны, и хороший учитель со стороны интеллекта, умудрённый жизненным опытом. И то и другое легко впитывается.
- «Растение живет, не зная этого. Животное живет и знает об этом. Человек удивляется своей жизни и задает вопросы. Но ответа на них человек дать не может. Он может лишь верить в правильность своего ответа, и здесь не существует ни малейшего различия между Аристотелем и последним из дикарей».(Освальд Шпенглер)
Наконец, к 20 годам (у всех по разному), когда в нас сформировался определённый уровень сознания, а именно интеллект или разум, — мы стараемся сами формировать свою среду, своим выработанным к этому времени мировоззрением, меняем нашу жизнь или наше бытие. С другой стороны (духовной) здесь идёт самостоятельный поиск истины, правды, истоков всего и вся.
И, в конце концов, развиваясь как духовно, так и материально, совершенствуясь, мы достигаем просветлённого (а синонимами могут быть здесь слова — синтетического, аналитического сознания) или умудрённого сознания, достигая «не-деяния». Недеяние, вопреки буквенному переводу- толкованию, вовсе не тождественно абсолютной пассивности или безделию. Это скорее всего не-влияние на внешний мир, когда индивидуум относится к Миру как к самодостаточной — самоисчерпывающей целостности (принимая ввиду, что всё идёт по воли Божией, но которую — волю, замысел, помыслы и т. д — мы познать не можем), не нуждающейся в каких-либо поправках или просто вмешательствах, сам при этом всегда оставаясь сообразным Бытию (Со-Бытийным). В этом смысле основа не-деяния — доверие к Миру-Бытию и его Творцу (Богу) и естественная убежденность в их безусловной правоте.
- Принимай мир таким, как он есть, — никогда не требуй от него, чтобы он соответствовал твоим желаниям или стандартам. (Сатьи Баба)
- Вот отчего постигший
дела вершит не-влиянием,
наставляет — безмолвием,
занят сущим всем ради сущего,
не отказывая;
порождает, но не владеет,
свершает, не притязая,
достигает в делах совершенства,
но постов не занимает. (Из принципа Даосизма)
Поэтому и говорится: «Высшая речь — без речей, высшее деяние — недеяние».
- То знание, которое доступно всем, — неглубоко. (Даооская притча)
- Три достоинства мудрости: знать обо всём, пережить всё, быть далеко от всего. (С. Баба)
На этой последней ступени, как это ни странно, человек замечает, что он велик тем, что познаёт свое ничтожество, свою греховную природу. Ни среда на него не влияет, ни он не переделывает среду, а работает внутреннее, искореняя в себе пороки, доставшиеся ему от своих прародителей. Он, наконец-то, находит Истину, которая была рядом («Библия»)и в которой содержатся все ответы на его вопросы и, что самое важное, делами, а, не верою только, совершает исправление самого себя, исправление своей греховной природы, начиная с ПОКОЯНИЯ. Кроме того, человек замечает, что сам он не в силах исправиться, убрать в себе зависть, злобу, корыстолюбие и нет числа этим порокам, и что только со своим Отцом, с Его помощью он может совершенствоваться. Как говорит Павел, хочу делать добро, а получаю зло.
Если мы будем мыслить ближе к обозначенной теме — «Путь человека», то жизнь человека должна быть посвящена духовному совершенствованию. Это и есть, собственно формирование мировоззрения и совершенствование сознания. Постепенно человек приходит к пониманию того, что стать более сознательным означает лучше осознавать все то, что происходит во мне и вокруг меня, осознавать влияние моего внутреннего мира на внешний мир и наоборот. Я понял, что чем выше моё осознание, тем больше у меня выбор в том, как создавать обстоятельства своей жизни или как на них реагировать. Когда мы относительно неосознанны, мы просто делаем то, что привыкли делать всегда, не зная, что есть какой-то другой путь. Когда же уровень осознания постепенно становится выше, мы начинаем понимать, что существуют еще и другие возможности, что мы сами можем выбирать варианты своей жизни. Разумеется, и это в первую очередь, призвав для своего Пути Его, обращаясь к Его слову, к Его истине.
- Начало премудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. (Псалом Давида,110-10)
- Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. (Пс,2:11)
- Два вида страха: если не хочешь делать зла, то бойся Бога и не делай, если хочешь делать добро, то бойся Бога и делай. (Сер. Саровский)
Было время когда я думал, что этот процесс представляет собой прямую линию от А до Б: А — это тьма невежества, Б — как говорят в христианстве, «просветление». Задача заключается в том, чтобы путь от А к Б был как можно более прямым. Но прямого пути у человека почти не бывает. Хорошо, если ты найдёшь себе духовного наставника и ещё хорошо, если ты задумаешься, определишь себе цель жизни сам, поставишь для себя определённую задачу. Но ведь такое редко бывает.
Короче, путь жизни человека — это постоянные поиски, постоянные шатания и заблуждения. А что ещё интересно — 90% всего населения России (и в этом я убеждён!) находятся в этих заблуждениях, сидят в невежестве, говоря христианским языком — профаны. У них просто нет вопроса — для чего они живут, какова цель жизни, чему надо отдать приоритеты и т. д. Живут себе да и всё.
Но есть и небольшой процент «богатых» (Духом), о которых Иисус говорил, что им трудно войти в Царство Божие (как и в Небесное, через игольное ушко) и которые считают, что они познали Истину. Это род людей, которые возгордились, что они «всё знают». У меня несколько таких знатоков-спецов, от которых я держусь подальше, которые считают, что они поняли и хорошо знают Библию, правда, ничего не делают. Это и есть богатые духом. А на моём языке это есть «прелесть», гордыня, потому что наоборот, когда ты много знаешь, то увидишь, что знаешь совсем немного, да и не то, да и знания эти не нужны, а рост и совершенствование ещё только начинаются.
Если мы целиком посвятим себя этому и если нам достаточно повезёт, чтобы достичь просветления, процесс совершенствования сознания достигнет цели, и мы превратимся в лучезарные существа, всегда полные света, любви и мудрости. Последнее это идеал, которого, пожалуй, невозможно достичь в одной жизни. В конце-концов, к СПАСЕНИЮ идёт одна дорога.
Итак, духовное совершенствование и совершенствование сознания — это вечно развивающийся, углубляющийся и расширяющийся процесс, у которого нет конечной точки, который ведёт в беспредельность. Мы — безграничные и сложные создания, и наше человеческое путешествие включает не просто духовное пробуждение, но и развитие всех уровней нашего существа — духовного, ментального, эмоционального и физического — и объединение всех этих аспектов в здоровой и сбалансированной повседневной жизни. Это жизнь в ГАРМОНИИ между бытийным (житейским) и духовным.
- «Мы не можем быть совершенными, но стремление к совершенствованию, для спасения своей души, необходимо». (К. Г.)
Архиважно, на мой взгляд, помнить о двух человеческих жизнях (души и тела), которым нужно дать возможность жить и развиваться, признав духовный приоритет, но нельзя вдаряться в какую-либо крайность. Возьмите с собой Священное писание (если вы христианин, то это Библия), постройте в лесу, километров за 30 от населённого пункта, себе избушку и наслаждайтесь уединением с самим собой и с Богом. Через 15-20 лет вы познаете Бога и будете разговаривать с ним на «ты», а может и достигнете «обожения». Но хочет ли этого Творец?
- Пусть все идут с разной скоростью; Господь указывает лишь направление Пути. (К. Г.)
Я не против аскетизма в миру. Я сам аскет, потому что кроме Него ни в чём не нуждаюсь. И знаете почему я ни в чём не нуждаюсь? Потому что это у меня просто ЕСТЬ, а значит мне этого не надо. Я не нуждаюсь ни в машинах (их у нас две), ни в квартирах (тоже две), ни в загородном доме или даче (тоже есть), ни в деньгах, ни в еде, ни в одежде, ни в друзьях («пора уж перестать печалиться о том, что истинных людей не сыщешь днём с огнём»), — всё это у меня есть. И я к этому не привязан. Я не привязан ни к чему. Так не аскет ли я?
Вот что говорят святители о материальном богатстве:
- Богатый человек это не тот, у кого есть больше всех, а тот, кому меньше всего нужно. (Св. Илларион)
- Богатство — для порочных препятствие, а для добрых — пособие к добродетели. (Святитель Амвросий Медиоланский)
- Не богатые, а служащие богатству осуждаются. (Иоанн Златоуст)
- Не богатство беда, а упование на него и пристрастие к нему. (Феофан Затворник)
- Не богатство ведёт к гибели богатых, ибо богатство — Божие дарование, и многие были богаты и благочестивы. Губит богатых сердце самолюбивое, и прилепляющееся к богатству, и отвращающееся от Бога живого. (Тихон Задонский)
- Приобретай так, как бы не имел нужды; теряй так, как бы отдавал излишнее. (Святитель Василий Великий)
Я не хочу кого-то поучать и тем более хвалиться приобретённым, да и маловероятно, что этот сайт найдёт себе читателя. Если честно признаться, я совсем ещё мало знаю, как надобно бы знать, и ещё больше — мало ДЕЛАЮ. Пишу для единомышленников, для сына и жены и ради удовольствия (творения). Я просто рассказываю о своём жизненном пути, имея достаточный возраст (63 года) и какую-то жизненную практику и опыт. И хочу показать, что такой путь, в качестве не совершенного образца, тоже возможен.
Важно осознанно подойти на Путь, ведущий к нашему Творцу. Будущая практика жизненного пути покажет, что вы на правильном пути, что ваша жизнь улучшается, что всё происходит без проблем, без каких-то напоров, беготни, этой повседневной суеты, всё будет происходить само собой, будто бы кто-то тебе помогает. Конечно же Он. Только нужно просить у Него, чтобы он дал тебе вразумления, силы, терпения, кротости да и вообще — помог тебе в жизни. Он — невидимый помощник.
Когда мы с супругой написали первую замечательную книжку — «Как делать деньги?» (советы, рекомендации, опыт), то в числе рекомендации, отдельной строкой, стоял совет: вы ничего не достигнете, если не подойдёте к Богу, если не будете верить в Него, верить Ему, что Он говорит и что Он наставляет и не будете исполнять это. То все знакомые, прочитав книжку, говорили: «Ким, ну причём тут Бог?». А я им: «Да вот при том. Я и сам не знаю, да и если объяснять — ты не услышишь, просто не поймёшь». Как можно говорить, если у него нет ушей.
Есть такая интересная притча. У одного праведного человека спрашивают: «Расскажи как надо жить? «Утром вставай, помойся, иди на работу, почитай, воспитывай детей, удели внимание жене…» — «Послушай, так я всё это делаю». «Да, но ты это всё делаешь без Бога».
- Вы не имеете, потому что не просите. (Иак.4:2)
А сколько таких бегающих людей вокруг нас, в суете сует. Только кончится одна проблема, тут на подходе вторая. Только чуть — чуть выпрямишься, как на подходе новая проблема. И так всю жизнь. Этот человек неосознанный (проще говоря, безбожный) подобный животному, живёт сам, без своего Творца, без своего Создателя.
- Пришло несчастье — человек сам его породил, пришло счастье — человек сам его вырастил. У несчастья и счастья одни двери, польза и вред. (Конфуций)
- Измени себя, и изменится весь Мир. (Э. Мэртон)
Таким образом, в начале каждый человек развивается в обычной мирской деятельности. Быстрое же его продвижение становится возможным с того времени, когда у него появляется интенсивная устремлённость к практическому познанию Бога, которую он вносит в повседневную жизнь, в дело, в деяния.
Для человека, ищущего истину, ищущего Бога, вся взрослая жизнь наполнена этим святым исканием. И, скорее, не мы ищем и находим Бога, а ОН Сам открывается нам. Потому Священное писание и называется Божественным Откровением, что Господь открывает нам Свои истины. Вот и человеку, ищущему Бога, нужно обратиться не к различным духовным школам, не к собраниям интеллектуалов, которые даже могут разговаривать с Богом, а к первоисточнику христианства — Священному Писанию.
Желаю каждому, к какой бы он ни принадлежал конфессии, нашёл свой путь для духовного совершенствования, для развития своего ума, для приобретения разума и познания мудрости. Задача этого пути — исправление своей греховной природы, а цель — в спасении своей души. Пусть всегда с вами прибывает наш Творец и Создатель!