Аннотация к фотографиям
Джаз - серьезная, интеллектуальная музыка. Это музыка свободной импровизации.
В 1998 году я собрал музыкантов и организовал квинтет (фото 13). Мы сделали несколько концертов. Чаще всего выступали в "Доме искусств" (на ул. Советской, г. Сыктывкар) (фото 6). Как раньше так и теперь я приверженец стиля "мейнстрим", то есть классического традиционного джаза.
В 2000 году я организовал секстет "Джаз-Графика" (фото 1, 12), куда вошли лучшие (с точки зрения джаза) музыканты города. Это гитарист, аранжировщик и композитор Евгений Машкин (фото 14, 17), трубач Иван Демидов (фото 15), барабанщики Олег Соколов (фото 2) и Титаренко (фото 3), певица Валя Пылаева (фото 10, 4), тромбонист Владимир Косушкин (фото 9, справа), ну и автор этих строк Ким Гриценко (фото 18). Репетиции всегда проводили в нашей конторе "Графика", выступали на местной телестудии (фото 16), в драмтеатре (фото 1), в лесном институте (фото 5) и других сценах города. Концерт вели Анжела Чернова (фото 8) и композитор Михаил Герцман (фото 9, слева). Мы играли джазовые стандарты в аранжировке Е. Машкина и его же композиции. Результатом творчества был создан диск (фото 11) с его участниками (фото 12).
Джаз занимает много времени и материальных расходов. Трудности есть и другого плана. Одна из них - нет базы для развития. Ведь это все творчество энтузиастов. А все движется на экономике. "Все беды - от бедности", как говорил Евгений Машкин. Другая сторона - менталитет бывшего советского человека ("совка") ориентирован больше на попсу и рок. Это связано с историческими, психологическими и социальными условиями жизни людей. Поэтому особой публики у нас не было, а мы просто "варились в соку" и больше играли для себя.
Я же просто попробовал себя в джазе и доказал, что если у тебя аналитический ум, то любое дело будет выполнено с успехом. Мои ребята теперь занимаются сами.
С лета 2000 года я лишь сотрудничаю с Е. Машкиным. Ставлю в музыкальный центр записанный аккомпанемент джазовых тем и играю для себя и для гостей. В основном все это в нашем загородном доме.
Ну и, как вы знаете, мы написали книжку по теории джаза - "Блюз в джазе", которую теперь высылаем вместе с прилагаемой кассетой наложенным платежом по всей России.
ФЕНОМЕН ДЖАЗА
(отрывок из нашей книги "Блюз в джазе")
Среди различных видов (типов) музыки, а это огромные пласты так называемой классической (серьезной) и легкой (развлекательной, популярной), только джаз обладает единственным феноменом - импровизацией, свободным выражением музыкальных мыслей.
Вся остальная музыка, какая бы она ни была - это изобретение композитора, воплощенное в нотах. Задача профессионального музыканта, таким образом, - правильно сыграть и выразить то, что написано, ни на ноту не отступая от заданного.
Меня часто удивляет, а порой приводит в недоумение тот факт, что так называемые классические музыканты абсолютно не владеют своим инструментом. Чем объяснить тот факт, что человек прошел все этапы становления профессионала - музыканта - 7 лет музыкальной школы, 4 года музыкального училища, 4-5 лет консерватории, но сыграть кусочек джазовой фразы на 3-4 такта пропетой моим голосом, не может. "Напиши мне пропетое на бумагу и я сыграю", - говорит он. Что это? Незнание своего инструмента, где какая высота находится? Или отсутствие памяти? Отпадает. Тогда может плохо освоил сольфеджио? Тоже сомнительно. Но факт есть факт - пропойте какую-нибудь фразу из знакомых джазовых стандартов и попросите сразу точно произвести пропетое классического музыканта на его же инструменте. Поверьте, он этого не сделает.
А проблема здесь в том, что музыкальное обучение развивало у музыканта только репродуктивное мышление. То есть он должен был воспроизвести правильно, со всеми нюансами, только то, что он видит в нотах. Такой музыкант как бы связан с нотами, он не свободен. Да его и нельзя представить вне нотного текста. Что за вольности? Музыкант должен точно исполнить написанное композитором, не отдаляясь ни на ноту от текста - такова стоит задача классического обучения. Понятно, что одну и ту же вещь разные музыканты будут играть по-разному, в этом и появится их индивидуальность. И здесь мы знаем множество выдающихся классических музыкантов с мировым именем.
Ну что ж, таков характер данной музыки, такова его сущность. И все же однобокость, узость мышления поражает.
Другая проблема - язык исполнения. Вся классическая музыка - это написанное языком 17-19 века. Но в джазе даже простое добавление форшлага изменяет весь характер дальнейшей мелодии: вот этим-то языком классический музыкант и не обладает, он знает русский язык и говорит на нём, но, не зная английского, естественно, не может говорить по-английски.
Собственно, мы подходим здесь к совершенно иной музыке, к джазу - к музыке свободной импровизации. Все другие существующие жанры, типы, виды и т.д. музыки - это задуманное, написанное на нотах замыслы композитора. И только джаз смог вернуть музыкантам свободу самовыражения, воспитал в них творческое начало.
В чем же секрет этого музыкального феномена 20 века?
Здесь я приведу мнение нашего трубача Олега Степурко, автора нескольких пособий по джазу.
"Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проследить, какими путями развивалась музыка до джаза. Говоря упрощенно, это был путь гармонии и формы. Конфликт диссонанса и консонанса, а также взаимодействие частей - вот основной двигатель доджазовой музыки. К началу 20 века оба эти средства развития музыкальной мысли исчерпали себя. В гармонии аккорды столь усложнились, что диссонанс перестал "работать" - двигать фразу. Тоже можно сказать о форме. В творчестве Вагнера и Малера развитие формы доведено до последних пределов.
В поисках новых средств выразительности музыка разделилась на два направления: одно пошло в сторону отказа от гармонии и формы, другое - перевело музыку в новое измерение, ввело в нее новую координату - время. Ритм стал двуплановым: "граунд-бит" в ритм-секции вошел в конфликт с "офф-битом" в мелодической линии, и этот конфликт стал источником движения новой музыкальной драмы под названием джаз".
Все музыкально-выразительные средства джаза пришли от классического песенного блюза. Это прежде всего сильная эмоциональная выразительность, характерная для блюза.
Эту черту вы непременно заметили во всех приведенных на кассетах примерах в исполнении джазовых музыкантов.
Вообще, говоря о блюзе в джазе, мы собственно и рассматриваем джаз как таковой, с присущими для него чертами - это импровизация, свинг и бит. Но джаз образовал и новые выразительные средства - большое количество всевозможной орнаментики-форшлаги, морденты, глиссандо, мелизмы, скольжения между нотами и т.д. Это происходит от того, что мелодия в блюзе имеет такой накал и с такой силой "упирается" в граунд-бит аккомпанимента, что ноты этой мелодии начинают "сгибаться" (бенд-гитарная подтяжка, дословно "согнуть". Такие согнутые ноты имеют сильную энергетику. И если вокалист блюза может сделать подъезд с помощью глиссандо, то инструменталисты джаза, при исполнении блюза, исполняют подъезды и скольжения между нотами с помощью форшлагов, мордентов и мелизмов. У гитаристов также свои индивидуальности. Они могут подтягивать струны (Bend), делать подтяжку и возвращение (bend Release), задержанную подтяжку (Hold Bend) и другие приемы.
Часто употребляется музыкантами инструменталистами и трель. У Бенни Гудмана есть одна вещь, в которой он в трех местах употребляет трель и она делает всю импровизацию оригинальной.
Особенно часто употребляются триоли. Это вообще характерный язык (с использованием триолей) для бопа - второго стиля в джазе после свинга.
Все эти "украшения" получили в джазе название - блюзовая орнаментика.
Другим важным элементом джаза является синкопирование. Некоторые известные музыковеды (Ян Рыхлик) называли джаз как "синкопированная музыка". В самом деле, джаз не мыслим без этого перенесения центра тяжести ритма на небольшой метрический промежуток времени вперед или назад. Это связано с явлением свинга, свободного владения мелодией и ритмом.
Ничего подобного нет ни в одном другом музыкальном жанре (виде, типе, форме и т.п.) музыки. Уже в начале века рэгтайм "разорвал" музыкальное время, и в эти разрывы хлынули иные ритмические пространства. В них ноты, подчиняясь другим ритмическим законам, сместились с сильных долей, стали синкопорованными. Синкопирование в джазе делится на два вида: "первый рэг" (простое синкопирование) и "вторичный рэг" (полиритмия и полиметрия). Нам нет необходимости пояснять все эти термины, приводить примеры и т.д., - поскольку это не наша задача.
Наконец мы коснемся главного критерия, что превращает эту музыку в джаз. Это - импровизация.
Наши музыковеды имеют различное толкование понятия импровизации. К импровизации даже относят то, что музыкант написал и заучил. Конечно, слушая такую запись, подумаешь, что это импровизация. Однако, это нельзя назвать фантазией. Импровизация спонтанна от начала до конца и происходит на подсознательном уровне. Разумеется, бывают отдельные подготовленные куски или фрагменты, которые повторяются на разных концертах. Но в целом - это всегда новые ходы, фразировки, кусочки мелодий. Музыка должна рождаться на образном уровне мышления или интуиции. Это плод вдохновения, тип музыкального мышления, а затем уже знания и техника. Многие из музыкантов джаза не знали основ гармонии, а некоторые даже и нот (особенно в "мейнстриме"), но послушайте какой здесь полет фантазии, какая красота мелодий, какие интересные фразировки, какая смена тембров, причем мелодическая линия всегда имеет логичный ритм.
По качеству исполнения импровизацию мы делим на три типа. Первый тип - вариационный. Здесь явно прослушивается предыдущая тема и основная мелодия подвергается небольшим изменениям. Так импровизировал Луи Армстронг. Это яркий представитель вариационного типа.
Второй тип - спонтанный, в которой лишь иногда прослушивается тема. Так импровизировали поздние музыканты мейнстрима - Ч.Паркер, К.Браун, М.Девис, Д.Колтрейн, О.Колман и др.
Наконец, можно говорить о импровизаторах - мелодистах, таких как Стэн Гетц или Кларк Терри, которые в своих фантазиях вырисовывали кусочки мелодий. Слушая такую импровизацию, подумаешь, что это тема, до того она мелодична. Таких импровизаторов единицы. Большинство же корифеев джаза как бы обыгрывают аккорды предыдущей темы.
Здесь используется масса приемов импровизации, которыми сейчас обучают в джазовых учебных заведениях.
Все же мы даём предпочтение третьему типу импровизации. Здесь явно прослеживается логика мышления, интеллект импровизатора, его мировоззрение, ну и, конечно, талант. Впрочем, это дело вкуса.
Разумеется, мы затронули только некоторые аспекты этого музыкального феномена - импровизация в джазе. Будем рады услышать и другие мнения наших знатоков и просто любителей джаза.