Навигация
 Моя семья
  Мой бизнес
 Опубликованные книги
 Путешествия
 Рыболовный тур
 Джаз
   Мысли и афоризмы
   Путь человека
   Природа человека
   
Сущность христианства
   Библиотека
   Гостевая книга
   Связаться со мной
Персональный сайт Кима Гриценко
Сущность  христианства

Задумаемся, о чём говорят все религии, к чему они призывают человека? Что выражают все религиозные мировоззрения? Есть ли что-то такое единое, общее у всех разных религиозных доктрин? Да.

Коль они все рассматривают человека, то и показывают его желания, его потребности и самое важное – куда и к чему устремлена наша душа? Есть слово, с помощью которого можно выразить всё это: он всегда ищет и стремится к тому, что именуется «благо» (философский термин) или к счастью, по мирскому, или к блаженству. Вообще это свойство человеческой природы. В религиозном же отношении – это Царство Божие, (не рай, а Царство Божие), которое по Евангелию «внутри вас есть». У философов – это поиск истины. То есть то, что есть на самом деле и как оно есть.

«Каждый человек рождается с притензией на счастье» А. Шопенгауэр


Когда мы используем какое-то оборудование или машину, мы стараемся узнать как они работают, как они устроены и как нужно с ними обращаться. Это всё есть в инструкции пользователя, которая из себя и представляет истину (правду) этой машины. Истина есть знание правильного. Если мы касаемся жизни, то истина есть правильное направление жизни, верное знание законов жизни как они есть. И вот если я это всё знаю и употребляю, то я от жизни получу удовольствие, некое блаженство. И наоборот, если я где-то нарушил закон, по неведению ли, по своему безрассудству ли, то я получу совсем другие последствия.


Что посеешь – то и пожнёшь. Русская поговорка.


Чем обусловлен экологический кризис? Человеком. Неверным, неправильным использованием природных законов. Чем объясняются глобальные техногенные катастрофы, которые присутствуют в так называемой цивилизации? Также неправильным использованием определённых законов развития. Итак, когда мы идём не тем путём развития, то мы и получаем самые отрицательные последствия.


Я этим хотел ещё раз подчеркнуть, как важно знать истину, то есть знание того, что есть на самом деле и КАК оно есть. Вот на этом пути мы можем достичь того, чего желаем – блаженства, счастья, говоря другими словами – только правильное удовлетворение человеческих потребностей приносит благо.


Как понимает христианство это благо и как оно решает путь к нему? Какая основополагающая доктрина, из которой вытекают все последующие выводы, касающиеся человеческой жизни, содержится в христианстве и которую мы не найдём в других религиях? Прежде всего и во главе всего – в правильном понимании сущности человека.


Это утверждение того, что по своей природе человек здоров, но есть целый ряд факторов, мешающие быть ему здравым и делают его несчастным в этом мире. Христианство предлагает беспрецендентное понимание человека в истории всерелигиозного сознания. Все религии, все мировозренческие и интеллектуальные течения, все науки, связанные с изучением человека, утверждают, что мы хороши, но не умеем жить или не знаем как жить. Нам нужно знать КАК жить, для того чтобы мы все стали хорошими.


Христианство утверждает, как и многие религии, что человек создан Богом и создан прекрасным, но в силу грехопадения природа человека глубоко изменилась, если сказать мягко, глубоко повредилась, природа человека поражена в корне. Она стала смертной и то, что мы видим проявление смерти в обычной жизни, на самом деле это есть не что иное как только видимое выражение той пораженности человеческой природы, которое произошло в целом в человеке. Называется это поражение, искажение различными терминами. В богословие это – первородный грех. Речь идёт не об акте, совершённом прародителями, а о том состоянии, в которое впала наша человеческая природа в результате отпадения от Бога.


Что произойдёт с водолазом, которому там сверху требуют: иди туда-то и делай то-то, и который отрежет ножом шланг с воздухом чтобы стать свободным? Именно это произошло, говорит христианство – произошёл разрыв живой связи человека с Богом. Связи какой? Духовной. Для примера, чтобы показать разрыв духовный, можно представить двух влюблённых, которые вдруг через некоторое время стали друг другу чуждыми. Тут не передать словами. Бывают такие случаи.


Мужчина и женщина были созданы по "образу и подобию" Божьему как существа, наделенные индивидуальностью, силой и свободой мыслить и действовать. Тело, разум и дух каждого из них представляли собой неделимое целое, и хотя люди были созданы как свободные существа, их жизнь зависела от Бога. Однако, не послушав Бога, наши прародители отвергли свою духовную зависимость от Него и утратили то высокое положение, которое они занимали перед Богом. Образ Божий в них оказался искаженным, и они стали подвержены смерти. Их потомки наследуют греховную природу падшего человека. Они рождаются со слабостями и склонностями ко злу. Но Бог во Христе примирил с Собою мир и Духом Своим восстанавливает в тех, кто приходит к Нему с покаянием, образ Творца. Созданные для славы Божьей, мы призваны любить Его и друг друга и заботиться о мире, окружающем нас (Основание веры, 7).


Что за этим следует мы можем представить – происходят необратимые процессы в организме.. Христианское вероучение описывает что произошло с человеком: произошло расшепление свойств души на самостоятельно функционирующие части, главные из них – ум, сердце и тело. (Григорий Богослов). Василий Великий говорит, что человеческая природа раздроблена на тысячи частей. Другие же из Св. Отцов делят человека на душу и тело, на духовное и телесное.

Сам факт этого учения произошёл не из-за каких-то философских спекуляций, это не идея, а факт, подтверждаемый всей историей существования человека за земле. Сама жизнь, сама действительность свидетельствует о том, что в нашей человеческой природе присутствует какой-то коренной и страшный изъян. Об этом говорит история человечества, да и жизнь каждого отдельного человека.


К чему стремится человечество? К счастью. В чём видит оно счастье? В обеспеченности, в мире, согласии, в справедливости. А что происходит в действительности, о чём говорят нам факты? В точности наоборот. Уже с самого возникновения человечества брат убивает брата. (Кавин Авеля) Причина? Зависть. Что это такое? Мало земли? Полно. Это же был первый земной рай. Но уже внутри человека сидит страшная пружина – зависть, о которой ещё Василий Великий спустя тясячелетие писал «..и не зарождалась душа человеческая более пагубной страсти нежели зависть».

Дальше – больше. Достаточно почитать нам историю древнего мира или Библию, которая говорит об истории еврейского народа и т.д. – все они рассказывают о страшной эксплуатации, насилии, рабстве, убийствах, непрекращающихся войнах и прочих пагубных вещах. Цивилизация сменяет цивилизацию каким путём? Путём насилия и войн.


О, человечество! Где твоя здравость? Где твой разум?О, человек! Где твоё величие? КГ


А если взять жизнь отдельного человека? Что тут говорить, когда эти страсти и страстишки полностью омрачают нашу жизнь. Казалось бы всё есть. Так нет, завидует и страдает. Да сколько таких примеров можно привести, когда обыкновенная жадность приводит к преступлениям, обыкновенная злоба приводит к убийству своего ближнего. И это что, умный человек?

Иллюстрацию падшего состояния человека и человечества можно привести бесчисленное множество и все они свидетельствуют об одном: о поразительном безумии человеческого ума, о поразительной бессердечности человеческого сердца, удивительной издевке тела нашим умом и совестью. Как в басне Крылова оказались наши ум, сердце и воля.


Найдётся ли на свете существо,
что ищет гибели для рода своего?
И только человек при случае удобном,
охотно нанесёт ущерб себе подобным. Пьер де Ронсар


Христианство показывает действительного человека, каков он есть: он не только не звучит гордо, «он наг, и нищ, и убог». И самое печальное – что человек не видит этого, он считает себя хорошим, великим, он видит себя здоровым. Попробуй ему скажи об этом, какая будет реакция?

Христианство и говорит об этом важном – это состояние поражённости человеческой природы присуще каждому человеку. И второе – он не способен её изменить. Он может придержать на время какую-то страсть, где-то притерпеть, но всё это постоянно живёт в нём, эта греховная страсть. Можно сказать, она является атрибутом человека и носит характер наследственный в результате первого грехопадения прародителей. То есть это стало нормой для последующего человеческого потомства.

Чего же хочешь ты, дебильное созданье?
Какого, спрашивается, ждешь рожна?
Какого в жизни ищешь содержанья?
Тебе б у Бога попросить ума!

Заткнись, поганое убожество,
Греховным ты живешь свой век.
Козёл ты, гнусное ничтожество,
Да и дурак ты, человек!

Живешь как падла
радуешься, злишься
Средь блажи, суеты и нищеты.
Создатель
он, видать, ошибся,
Создав такую тварь, как ты!

Оставь свои благие начинанья,
Пошёл ты с ними… (знаешь сам куда),
Ты ведь дерьмо, а не вершина мирозданья,
Вот и болтайся в проруби туда-сюда...

Таково христианское вероучение, подтверждаемое всей жизнью мира. Этим оно выделяется от всех религий и мыслительных систем, от всех интеллектуальных проектов, от всех философских школ, от всевозможных «видений мира» и т.д. Идея первородного греха совершенно отсутствует в других религиях. Она непреемлема и не религиозному сознанию.

Теперь мы можем представить человека, который заражён вирусом греха, строит грандиозные планы в политике, экономике, искусстве, в социальной сфере и т.д. Что из этого получится? Когда поражена психика что можно ожидать?


Смотрю я на них со стороны и дивлюсь: куда ты лезешь, глупый ты человек!


Наш прогресс, которым так гордится человечество, в конце концов привёл нас к тому состоянию, о котором все крупные учёные говорят о чём-то страшном. Если человечество сейчас не сможет перейти на другие рельсы жизни, то мы окажемся перед неминуемой гибелью. Изменить человек сам себя не может, переделать тоже, исцелить себя также невозможно. Нет такой силы изменения человеческой природы. Тут уже речь идёт не о человеческой помощи, а СВЕРХчеловеческой. То есть, если не придёт какое-то божество, Божия помощь для изменения этой наследственной болезни (конечно же, духовной), то нас ожидает полный катаклизм.


Итак, первое из чего исходит христианство – о понимании человека как существа повреждённого.

«Ах, любимое Божие создание, человек! В какое ты состояние, в какое бедствие, в какое бесчестие впал из-за хитрости змия! Где твоя красота, которою Создатель тебя украсил? Где твоя честь, которою Он в начале тебя почтил? Где образ Божий и подобие Божие, по которому ты создан? Где твое блаженство, к которому ты призван? Позавидовал лукавый змий, блаженству нашему и неисцелимо уязвил нас, и лишил нас нашего блаженства. И познали мы добро и зло на опыте: лишились добра — и познали добро; впали во зло — и познали зло; захотели Божественной чести — и лишились Божиего образа. «Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают» (Пс. 48, 13). (Святитель Тихон Задонский)

И отсюда возникает важнейший догмат, который выражает всё существо христианства, на чём оно стоит и без которого христианства просто нет. Христианство утверждает, что Христос, богочеловек, есть не кто иной как сам Бог, Бог Слова, Сын Божий, который воплощается, то есть принимает на себя всю эту больную человеческую природу смертную и через страдания, через смерть восстанавливает эту природу, в самом СЕБЕ.

Это восстановление в самом себе имеет колосальное последствие во всей последующей жизни, ибо открывается возможность, которой не было до того времени у человечества. Именно: возможность духовного рождения каждому человеку, понимающему кто Он, принимающего Его, то есть получить семя новой жизни в самом себе. Если наше настоящее состояние глубоко болезненно и смертно явилось естественным следствием грехопадения первых людей и мы рождаемся без всякого согласия нашей воли и нашего произволения, то уже новое духовное рождение сопряжено с сознанием и волей человека, связано с его личным признанием Христа. И если он признает в Христе истину, если он видит в Христе спасителя, тогда может совершиться это духовное рождение, тогда в человеке начинается процесс возрождения, процесс духовного восстановления, процесс той жизни, которая даёт возможность приобщения человека к истинному благу. Ведь то благо, то счастье, которое ищет человечество оказывается поразительно безумным – это ещё одно из доказательство глубокой повреждённости человека. Посмотрите какие силы, душевные и телесные, психические и духовные, тратят люди для достижения так называемого счастья, сколько используется преступлений, подлогов, поджогов для достижения мнимых блаженств. Неужели ты не понимаешь, человек, что ты не знаешь в какой момент ты покинешь этот мир, эту землю. Кто может сказать, что он знает? Так где ж твой ум, когда ты знаешь что умрёшь? Нарушаешь все законы, земные и духовные, человеческие и Божественные на приобретение того, что лопается как мыльный пузырь. Где же твой разум? Не безумие ли это?

Нельзя назвать счастьем состояние человека, когда ему перед смертной казнью дают ему конфетку. Ух какое блаженство! Не этим ли занимается человечество, когда перед смертью желают приобрести то, другое, третье, желают насладиться перед смертью тем, другим, четвёртым. И это называется интеллектом?


Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом. 1Кор.3,9


Ясно, что есть два принципиально разных мировоззрения. Есть Бог и вечная жизнь и нет Бога и нет вечной жизни. Если в первом случае открывается смысл, то во втором – всё закрывается и остаётся мрачная бессмыслица. Кредо атеизма: верь человек, тебя ожидает вечная смерть. Христианство в отличии от безумия говорит, да, есть благо, есть счастье и есть смысл жизни только в жизни. И эта жизнь открывается вот здесь, когда есть возможность победить смерть.


Итак, когда будешь умирать, не бойся того, что не воскреснешь. Феофилакт Болгарский


Христианство возвещает, что Христос побеждает смерть, в самом себе. Самим воскресением он свидетельствует об этом. И даёт возможность каждому человеку приобщиться через Себя к вечной жизни.

Но если есть вечная жизнь – это счастье для человека. Именно в этом счастье – в вечной жизни.

Христианство таким образом, говоря о вечной жизни и о Христе, как источнике этой жизни, открывает дорогу к истинному счастью, показывает путь к вечному блаженству и оно как видим заключается не в этих прелестях этого земного мира, ибо это всё временное, а заключается в глубине человеческой души:

«Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». (Лк.17,21)


Он же сказал: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своём; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. Лк.13,19


Вот КАК оно достигается, КАК оно приобретается это счастье, это благо, КАКИЕ для этого используются средства, ЧТО дано Христом, ЧТО требуется от человека – это вопрос уже другой. Здесь мы показываем, что христианство уникально в том смысле, что оно говорит о совершенно другом характере понимания и самого счастья и средств его достижения. Христианство предупреждает каждого человека: смотри на себя, знай, что твоя природа больна, не доверяйся всем своим мыслям, убери свои земные желания, очисти советь, сердце, ум, убери свои СТРАСТИ. Возьми себе единственное правило: относись к каждому человеку как говорит Евангелие, таким образом ты поступишь правильно, таким образом ты взрыхлишь почву в душе своей, где ты посеешь семя и на этой почве могут произрости плоды того блага, к которому так стремится каждый человек. Вот в чём суть христианства.


10 апреля 2007


Hosted by uCoz