Навигация
 Моя семья
  Мой бизнес
 Опубликованные книги
 Путешествия
 Рыболовный тур
 Джаз
   Мысли и афоризмы
   Путь человека
   
Природа человека
   Сущность христианства
   Библиотека
   Гостевая книга
   Связаться со мной
Персональный сайт Кима Гриценко
Природа  человека

Мужчина и женщина были созданы по «образу и подобию» Божьему как существа, наделенные индивидуальностью, силой и свободой мыслить и действовать. Тело, разум и дух каждого из них представляли собой неделимое целое, и хотя люди были созданы как свободные существа, их жизнь зависела от Бога. Однако, не послушав Бога, наши прародители отвергли свою духовную зависимость от Него и утратили то высокое положение, которое они занимали перед Богом. Образ Божий в них оказался искаженным, и они стали подвержены смерти. Их потомки наследуют греховную природу падшего человека. Они рождаются со слабостями и склонностями ко злу. Но Бог во Христе примирил с Собою мир и Духом Своим восстанавливает в тех, кто приходит к Нему с покаянием, образ Творца. Созданные для славы Божьей, мы призваны любить Его и друг друга и заботиться о мире, окружающем нас.

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

И сказал Бог: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Человек — венец Божьего Творения — не был вызван к жизни словом Создателя. Склонившись, Бог Сам, Своими руками изваял его из праха земного.

Даже самый выдающийся скульптор никогда не смог бы создать такое замечательное произведение. Может быть, Микеланджело и удалось бы создать копию этой прекрасной фигуры, но разве сумел бы он предусмотреть ее внутреннее строение и работу всех органов, взаимодействие которых вызывает наше восхищение?

И вот прекраснейшая скульптура, где каждая пропорция, каждая линия, каждая клеточка — само совершенство, готова. Но на этом Бог не останавливается. Ведь Он творил не бездыханную скульптуру, а живого человека, наделенного способностью мыслить, создавать и возрастать в славе.

«И вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7, ср. 1:26).

Любящий Творец подарил человеку радость общения, сотворив «ему помощника, соответственного ему». Вот как повествует об этом Библия: Бог «навел... на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его ... и создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Быт. 2:18, 21, 22).

Так «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Бог благословил первых людей и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1,28). Бог поселил Адама и Еву в прекрасном саду. Он Сам создал и обустроил его для них. Холмы и долины, ручьи и озера, плодоносные деревья и виноградные лозы — цветущая, благоуханная земля была домом, приготовленным для людей любящим Небесным Отцом. Два особых дерева — дерево жизни и дерево познания добра и зла росли посреди этого великолепного сада. Адам и Ева знали, что не должны есть плоды дерева познания добра и зла (см. Быт. 2,8, 9,17). Все же остальное они могли свободно употреблять в пищу.

Итак, величайшее событие, увенчавшее неделю Творения, совершилось. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1,31).

Сотворенный по Божественному подобию.

Бог создал все живые существа: рыб, птиц, пресмыкающихся, насекомых, млекопитающих и других «по роду их» (Быт. 1:21,24,25), Все они имели особый, только им присущий внешний вид и были наделены способностью воспроизводить себе подобных. И только человек был сотворен по образу Божьему, а не по подобию обитателей животного мира. Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему (Быт, 1,26). Между людьми и животным миром есть существенное отличие. Родословная, приведенная в начале Евангелия от Луки, описывает происхождение человечества. Разница в происхождении очевидна: «Адам, сын Божий».

Высокое положение человека.

Итак, венцом всего сотворенного на Земле стал человек, созданный по образу Властелина Вселенной. Он был назначен правителем планеты Земля. Его обязанностью и преимуществом была ответственность за всю природу и все сотворенные существа, над которыми он был поставлен правителем. Осуществляя свое славное руководство, он должен был возвеличить Всемогущего Творца и Господа Вселенной»1 (Бьгг. 1,28; Пс. 8:5-10).

Единство человечества.

Из родословных, помещенных в Книге Бытие, явствует, что все поколения людей, живших после Адама и Евы, произошли от этой пары. Все мы имеем одинаковую природу, которая указывает на наше генетическое или генеалогическое единство. Апостол Павел сказал: «От одной крови Он (Бог) произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (Деян. 17,26).

Более того, на органическое единство всего человечества указывают и последствия грехопадения Адама. Теперь грех и смерть — наследство и удел всех людей. И спасение через Иисуса Христа также возможно для всех (см. Рим. 5,12, 19; 1 Кор. 15,21,22).

Дыхание жизни.

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7).

Наделяя жизнью созданное из элементов земли неподвижное тело, Бог «вдунул» в Адама дыхание жизни. Дыхание жизни представляет собой дающее начало жизни «дыхание Вседержителя» (Иов 33:4), или искру жизни. Его можно сравнить с электрическим током, который, проходя через разные участки электрической цепи, превращают серый стеклянный экран телевизора в пульсирующий поток цвета и движения, стоит только нажать выключатель. Электрический заряд рождает звуки движение там, где до этого не было ничего.

Человек — живая душа.

Какое же действие оказало это дыхание жизни? Когда Бог образовал человека из элементов земли, все органы человеческого тела были совершенны, но безжизненны. Затем Бог вдохнул в эту неживую материю Свое дыхание, и «стал человек душою живою».

Библейская формула довольно проста: прах земли (элементы земли) + дыхание жизни = живое существо, или живая душа.

Этим «дыханием» наделены не только люди, но и каждое живое творение. В Библии, например, сказано, что дыхание жизни имели как животные, вошедшие в Ноев ковчег, так и те, которые не вошли в него (см. Быт. 7:15, 22).

В Быт. 2:7 выражение «живое существо» или «живая душа» было переведено с еврейского «нэфэш хайях». Это выражение относится не только к человеку. Им названы морские животные, насекомые, пресмыкающиеся и звери (Быт. 1:20, 24; 2:19).

Слово «нэфэш», переведенное как «существо» или «душа», происходит от слова «нафаш», которое означает «дышать». В Новом Завете этому слову соответствует греческое слово «псюхэ». «Так как дыхание является самым заметным проявлением жизни, человек как живое существо или живая личность чаще всего назван в Библии «нэфэш»2. Когда это слово используется в повествовании о Творении применительно к животным, оно описывает их как живые существа, созданные Богом.

Важно отметить, что в Библии сказано: человек стал душою живою. В сообщении о Творении нет ни единого намека на то, что человек получил душу — некую обособленную сущность, которая при Сотворении соединилась с человеческим телом.

Нераздельное единство.

Библейское сообщение о Сотворении имеет неоценимое значение для правильного понимания природы человека. Стараясь подчеркнуть единство человеческого существа, Библия изображает его как единое целое. Какое же тогда отношение к природе человека имеют душа и дух?

1. Душа в библейском понимании. Как мы уже упомянули, слово «душа» в Ветхом Завете переведено с еврейского слова «нэ-фэш.». В Быт. 2:7 этим словом назван человек, ставший живым существом после того, как его физического тела, образованного из элементов земли, коснулось дыхание жизни. «Каждый рождающийся ребенок — это новая душа, и каждая душа — это уникальная, неповторимая, отличная от других частица жизни.

С другой стороны, такие выражения, как «моя душа», «твоя душа», «его душа» и т. д., — это, как правило, идиомы личных местоимений «я», «мне», «ты», «он» и т.д. (см. Быт. 12:13; Лев. 11:43). Из 755 случаев употребления слова «нэфэш» в Ветхом Завете более чем 100 раз оно переводится словом «жизнь» (Быт. 9:4,5; 1 Цар. 19:5; Иов 2:4, 6).

В Новом Завете еврейскому ветхозаветному слову «нэфэш» соответствует греческое слово «псюхэ». Оно используется применительно к жизни животных, а также человека (см. Откр. 16:3). В одних случаях оно обозначает человека (см. Деян. 7:14; 27:37; Рим. 13:1; ), в других — оно равнозначно личному местоимению (см. Мф. 12:18; 2 Кор. 12:15 ). Иногда под ним подразумеваются чувства (см. Мк. 14:34; Лк. 2:35), ум (см. Деян. 14:2; Флп. 1:27) или сердце (см. Еф. 6:6)»3.

Итак, мы выяснили, что иногда «нэфэш» и «псюхэ» подразумевают всего человека; в других случаях они отражают особенности его личности, например, привязанности, чувства, желания. Однако из этого никак не следует, что человек был создан из двух обособленных и независимых частей. Тело и душа неразделены. Вместе они составляют неделимое целое. Душа не имеет сознания, существующего вне тела. Нигде в Библии нет указания на то, что душа как сознательная сущность дает жизнь телу.

Двойное единство.

Согласно Библии, природа человека — это единое целое. Но мы не находим четкого описания взаимосвязи между телом, душой и духом. Иногда душа и дух взаимозаменяемы. Обратите внимание на параллельное использование этих слов в славословии Марии при благовещении: «Величит душа моя Господа, и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем» (Лк. 1:4б, 47).

Например, Иисус, говоря о человеке, упомянул тело и душу (см. Мф. 10:28), аапостол Павел сослался на телоидух (см. 1 Кор. 7:34). В первом случае под словом душа подразумеваются высшие человеческие способности, возможно, разум, посредством которого человек общается с Богом. В другом эти же высшие способности названы духом. В обоих случаях тело включает как физические, так и эмоциональные аспекты личности.

Тройное единство.

В библейском описании двуединой сущности человека есть одно исключение. В посланиях апостола Павла обычно говорится о единстве тела и духа. Но он также упоминает и о тройном единстве. Вот что он пишет: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фее. 5:23).

Своим пожеланием Павел хотел сказать, что ни один из им перечисленных аспектов личности не должен быть исключен из процесса освящения. В данном случае слово дух употребляется в значении интеллекта и мышления, которыми наделен человек и благодаря которым Бог может общаться с нами посредством Святого Духа (см. Рим. 8,14-16) : «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что ( есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12,2)

Понятие душа, если оно упоминается отдельно от духа, как в данном случае, может обозначать инстинкты, эмоции и желания. Эта сфера человеческой природы тоже должна быть освящена.

Под влиянием Святого Духа человеческий разум, освященный и просветленный Божественной волей, властвует над низменными побуждениями нашей природы. Ум и чувства приходят в гармонию с Божьей волей, вместо того чтобы сопротивляться ей.

Физическое же телонаходится во власти низменных проявлений человеческой природы. Не случайно апостол Павел упоминает вначале дух, затем душу и, наконец, тело. Если дух освящен свыше, ум находится под Божественным влиянием. В свою очередь, освященный ум будет оказывать воздействие на душу, то есть на желания, побуждения и чувства. Человек, переживающий опыт освящения, не будет злоупотреблять возможностями своего организма. Несомненно, это прекрасно отразится на его здоровье. Таким образом, христианин сможет посвятить на служение Господу и Спасителю все силы и здоровье. Призыв апостола Павла к освящению основан на глубоком понимании единства человеческой природы. Становится совершенно очевидно, что достойно приготовиться к встрече с Иисусом Христом мы сможем, лишь пережив полное освящение ума, души и тела.

Взаимопроникающее единство.

Ясно, что каждый человек представляет собой неделимое целое. Тело, душа и дух находятся в таком тесном взаимопроникновении, что духовные, умственные и физические способности человека неразрывно связаны и зависимы .друг от друга. Недостаток в одном непременно скажется на другом. Больной, оскверненный или смущенный дух (или ум) окажет пагубное влияние на эмоциональное и физическое здоровье человека. И наоборот, слабый, больной или физически страдающий, организм, как правило, вредит эмоциональному и духовному благополучию. Влияние, которое ум, душа и тело оказывают друг на друга, побуждает каждого из нас осознать, сколь велика наша ответственность перед Богом. Он возложил на нас обязанность заботиться о своем разуме, душе и теле и совершенствовать свои способности. А это одно из важнейших звеньев в процессе восстановления образа Божьего в человеке.

Человек, сотворенный Богом, ненамного уступал ангелам в своем совершенстве (см. Евр. 2:7). Это говорит о том, что он был наделен выдающимися умственными и духовными дарованиями. Хотя, возможно, Адаму недоставало опытности и проницательности, он был сотворен «правым» (Еккл. 7:29) в смысле нравственной чистоты. Отражая образ Бога в нравственном аспекте, он был праведен и свят (см. Еф. 4:24), ведь он был частью Божественного Творения, которое Сам Бог назвал «весьма хорошим» (Быт. 1:31).

Будучи сотворенным по образу Божьему, человек получил возможность выразить свою любовь и верность Творцу. Он, подобно Богу, имел свободу выбора — свободу мыслить и действовать в соответствии с моральными критериями. Следовательно, он был волен любить и повиноваться или не доверять и не слушаться. Бог шел на риск, потому что человек мог сделать неправильный выбор.

Но только свободный человек способен в полной мере познать любовь Божью и раскрыть ее в своем характере (см. 1 Ин. 4:8). Совершенствуясь и развиваясь, человек все более и более отражал бы в себе образ Божий. Любовь к Богу всем сердцем, душою и разумением и любовь к другим людям, как к самому себе, должна была стать сущностью и смыслом бытия (см. Мф. 22:36-40).

Сотворенные для общения с другими. Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18) — и сотворил Еву. Совершенная любовь соединяет воедино три Личности Божества. Точно так же и мы были сотворены для общения, которое обретается в дружбе и в браке (см. Быт. 2:18). Дружба и любовь дают нам понять, что значит жить друг для друга. Именно эти взаимоотношения и делают нас людьми и полном смысле этого слова. Людьми, несущими и развивающими в себе образ Божий, гармонию Его Царства.

Сотворенные, чтобы заботиться о природе.

Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26). Здесь говорится и о Божественном образе в человеке, и о его владычестве над другими творениями. Человек как Божий представитель был поставлен над низшими сотворенными формами жизни. Животный мир не осознает владычества Бога, но многие животные способны любить человека и служить ему.

Давид говорит о владычестве человека в следующих словах: «Поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» (Пс. 8:7-9). Высокое положение человека на новой планете увенчало его славой и честью (см. Пс. 8:6). Именно он должен мудро и милосердно управлять миром, отображая благостное Божье правление над всей Вселенной. Бог поручил нам усердно заботиться об окружающей среде. Мы должны делать все возможное для совершения Божьей воли.

Такой подход открывает верный путь к разумному обращению человека с природой в этом мире, где все рушится. Люди несут ответственность за эгоистичную трату естественных земных ресурсов и необдуманное загрязнение воздуха и воды, что приводит к ухудшению жизненных условий. Только в том случае, если человек примет библейский взгляд на свою природу, он сможет быть уверен в счастливом будущем.

Грехопадение

Адам и Ева были сотворены по образу Божьему и были совершенными. Они жили в идеальном окружении. И все же, несмотря на это, они стали грешниками. Как это могло произойти?

Происхождение греха.

Если Бог сотворил мир совершенным, откуда в нем мог появиться грех?

Бог и происхождение греха.

Может быть, Творец Вселенной был также и виновником греха? Согласно Священному Писанию, Бог свят по Своей природе (см. Ис. 6:3) и в Нем нет неправды. «Совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды в Нем; Он праведен и истинен» (Втор. 32:4).

Библия утверждает: «Не может быть у Бога неправда или у Вседержителя неправосудие» (Иов 34:10). «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1:13). Он ненавидит грех (Пс. 5:5; 10:5). Из рук такого Творца мир вышел «весьма хорошим» (Быт. 1:31). Бог ни в какой мере не может быть причастен к греху. Напротив, Он «виновник спасения вечного для всех послушных Ему. (Евр. 5:9).

Грех или зло, которое совершил сам Адам, было следствием наделения ему, Адаму,свободы.

Есть ли какое определение свободы? Бесчисленное множество. Если попытаться все-таки свести эту массу различных определений и интерпритаций свободы, то можно было бы придти к такому следующему выводу.

Мне кажется, что свобода — это есть способность человека начинать ряд действий, или бездействий, от самого себя, а не по какой-либо причине.

Свобода в том и заключается, что она есть свобода, т.е. независимость ни от чего. Свобода — это есть способность человека, возможность человека начинать ряд действий не по какой-либо причине, обуславливающей эти действия, а от самого себя, потому что он так делает.

Только приняв это, мы можем иметь какое-то словесное определение свободы. На самом деле, если говорить по существу, то понимание свободы невыразимо в понятиях, поскольку свобода относится к одной из первичных категорий.

Первоначала (отчего всё произошло?) определение не имеют и не поддаются. Свобода относится как раз к этим первичным категориям и поэтому постижение свободы возможно только через непосредственное переживание ее, этой свободы, в самом себе, в своем личном опыте. У нас в жизни бывают иногда такие светлые моменты. Иногда, это может быть после хорошей исповеди, причащения, когда человек ощущает полный мир своих душевных сил, чувствует свободу от влечений, увлечений и т.д.

Свобода переживается, а не описывается словами.

Вы знаете, что вопрос решается видимо только психологически, духовно- психологически и можно себе представить вот, примерно такую картину. Опять таки, лучше было бы осознать это через собственный опыт. Эту попытку может сделать каждый. Очевидно для нас по крайней мере одно, вы наверное все знакомы с тем, например фактом, что как толкуется, понимаете факт наречения Адамом имен всем тварям. В этом отношении толкователи единогласны. Они говорят, что это есть знак того, что Адам видел существо каждой твари, и имя это было не просто какая-то случайность как бы назвать, а имя выражало существо вот данной твари, т.е. каждое слово имело смысл, т.е. понятия давались не просто так, а выражали существо. И они говорят, это мог сделать только тот, кто видел существо этой твари.

То есть Адам обладал поразительным видением существа окружающего мира. Более того, само наименование это, о чем еще свидетельствует? Если обратимся к истории, к той эпохи, в которую создавались библейские книги, то вам наверное, известно, кто имел право давать имя. Кто давал имя? Или отец, который был полным властелином в семье; или царь, который был полным властелином в народе; рабовладелец, который был полным властелином над рабами и т.д. Одним словом, образно говоря, это давал царь.

Отсюда, толкования делают второй вывод: Адам обладал полнотою власти, власть ему была дана над всем тварным миром, он был венцом, царём всего творения.

Адам первозданный — это было по истине существо, преисполнено величием. Он был исполнен красоты, всякого познания, всякой власти, всякого ведения. И всё же он был человек — а не Бог. Чего у него не было и не могло быть и Сам Господь Бог не мог ему это дать ? Это отсутствие опытного знания себя и другой противоположности добра и благоденствия.

Кто он есть сам по себе, а не силою благодатию Божию? Он видел, он созерцал в той мере, в какой это доступно человеку Бога. Конечно же он общался с Богом, соприкасался с ним, понимал, что всё это от Бога и в то же время не имел вот этого духовного зерна опыта, опыта знания того, что без Бога он ничто. Этого Адам не имел и иметь не мог.

Вот это отсутствие опытного познания при той почве величия, в котором он находился, и поставило его свободу, перед реальностью увидеть себя Божеством, стать «как Бог», «вы будете как Бог».

И вот тут произошел тот акт, который мы назовем актом свободы, т.е. возможностью начать ряд действий под самого себя. Он начал этот ряд действий, он дал свободу этой идеи, этой мысли, этому самопониманию того, что он подобен Божеству, что он Бог.

Произошло именно свободное, не по насилию страсти, а свободное осуществление человеком этой вот мысли. Что произошло? Совершенно ясно, что произошло. Осознание себя Богом, есть ничто иное как противопоставление себя Богу. Акт противостояния, акт отсечения, акт разделения с Богом. Такова природа зла.

Зло не имеет сущности. Христианство этим прямо отвергает вот то, метафизическое понимание зла, которое присутствовало в языческом сознании, когда зло рассматривали как нечто само сущее, самобытейное, существующее так же как и добро.

Христианство решительно отвергает это и утверждает — зло не имеет сущности.

Что означает болезнь? Сама она по себе не существует. Нет болезни самой по себе. Она существует в человеке и проявляется в расстройстве человека, в расстройстве работы его органов.

Значит, зло — это ни есть как субстанция, сосуществующая с добром, с христианской точки зрения, а есть ни что иное как нарушение добра, искажение добра, извращение его. Отсюда очень интересная мысль — чем же являются наши страсти? Чем они являются? Искаженными добродетелями.

Мы смотрим на страсти, как на что-то такое чужеродное, которое откуда-то пришло и привилось. Страсти — это искаженные добродетели. Какую ни возьмите страсть. Это оказывается искажение того доброго, какого-то свойства человеческого, первозданного, доброго зело и приобретшего карикатурный вид.

У Исаака Сирина есть замечательный пример о гневе, когда он говорит: «Гнев — это же то неотъемлемое, необходимое, прекрасное свойство человеческой природы, благодаря которому, человек может отсекать всякое зло, как пес на страже дома».

Вот что такое гнев. Как пес верный не пускает никого чужого, ничего чуждого, ничего враждебного в дом, защищает его, так и гнев. Это сильное, это чувство, которое стоит на страже всякого зла и не пускает его в душу.

Почему отцы призывали — к ненависти ко греху. Не такому хладнокровному как мы с вами стоически относимся ко греху. Мы стоики великие, когда дело касается отношения ко греху. Тут нам любой стоик бы позавидовал. Они призывают к ненависти ко греху, более того отвечают, пока человек не возненавидел грех, он никогда не сможет освободится от него.

Итак, то зло, которое мы видим в человеческой природе, это не есть что-то из вне вошедшее в него (как бацилла зла ), оно сидит изгначально в человеке — это искажение всех свойств человеческих.

Они приобрели этот болезненный вид, болезненное состояние, все пришло в расстройство тогда, когда человек рассек живую связь свою с Богом.

Итак, христианство отвергает наличие какого-то самосущего зла. Оно говорит, что зло есть следствие свободы. Если касаемся человеческого мира — человеческой свободы, ангельского мира — свободы того мира. Но свободы.

Свобода воли

Вот ею-то обладал первозданный человек, ею обладаем и мы — свободой воли. Что это означает? Это свойство человека, благодаря которому он может определять себя по отношению к добру и злу, насколько он видит их. Это свойство самоопределения, внутреннего самоопределения. Свобода присуща человеку по природе, и над нею никто не властен, и ничто не властно, это свойство человека.

Сам Господь не может коснуться этого, ибо тогда это будет не человек. Если отнять это свойство, «Сам Бог не может спасти нас без нас», — говорят отцы.

Оказывается, это настолько священное, настолько сердцевинное, что Сам Бог не может даже коснуться этого и Бог спасает нас не без нас. Не без нашего произволения. Это первое.

Есть другой аспект свободы. Этот аспект выражается в следующем: одно дело, что я ориентируюсь перед лицом видимого мною добра и зла, определяю свое отношение, делаю выбор, и совершенно другое дело, когда я этот выбор хочу осуществить в практической жизни.

Речь идёт о возможности, о праве, осуществления своих убеждений, своего понимания жизни, своего отношения к внешнему миру, осуществление в практической внешней жизни, в обществе, в государстве, где угодно.

Есть и третий вид свободы, о которой обычный мир не знает. Речь идет о духовной свободе.

Под духовной свободой христианство разумеет власть человека над самим собой. Блаженный Августин говорит: «Велика свобода быть способным не грешить», т.е. уметь удерживаться от греха. Но величайшая свобода — не быть способным грешить.

Вот что такое духовная свобода. Оказывается человек может достичь такой чистоты, такой святости души, такой силы духа, когда, если хотите, как выражается блаженный Августин, он становится не способным даже грешить.

Человек может стать не способным злобствовать, ненавидеть, обсуждать, завидовать и т.д. Если это духовная свобода. Эта вот свобода наиболее и привлекает христианское сознание.

Родоначальник греха.

Бог мог бы не допустить грех, если бы Он населил Вселенную роботами, которые поступают по определенной, заданной им программе. Но природа Божьей любви такова, что Он мог сотворить только такие существа, которые обладали бы способностью свободно откликнуться на Его любовь, то есть сделать совершенно свободный и сознательный выбор.

Однако, наделяя Свои творения свободой выбора, Бог шел на определенный риск, потому что некоторые из них могли отвернуться от Него. К сожалению, Люцифер, занимавший самое высокое положение в ангельском мире, возгордился (см. Иез. 28:17; ср. 1 Тим. 3:6). Недовольный своим положением (см. Иуд. 6), он претендовал на место Самого Бога (см. Ис. 14:12-14). Пытаясь завладеть властью над Вселенной, этот падший ангел посеял семена ропота среди близких ему ангелов и привлек на свою сторону многих из них. Это привело к войне на небе, закончившейся изгнанием Люцифера, известного теперь под именем сатана, или противник. Он был изгнан с неба вместе со своими ангелами (Откр. 12:4, 7-9).

Как грех появился в людях.

Сатану не остановило изгнание с неба. Он решил хитростью привлечь других жителей Вселенной к восстанию против Божьего правления. Его внимание привлекло новое Божье Творение — человек. Но как привлечь на свою сторону Адама и Еву? Ведь они жили в мире, где все было совершенно и Сам Творец заботился обо всем, что было им необходимо. Как можно было посеять в них семена недовольства и недоверия к Тому, Кто был источником их счастья? Библейское повествование о первородном грехе сообщает, как это случилось.

Строя козни против первых людей, сатана решил прежде всего усыпить их бдительность. Однажды, когда Ева находилась недалеко от дерева познания добра и зла, сатана, принявший обличье змея, стал спрашивать ее о Божьем запрещении есть плоды с этого дерева. Ева подтвердила Божьи слова отом, что они умрут, если будут есть плоды дерева познания добра и зла. Тогда сатана бросил вызов Божественному запрету, говоря: «Нет, не умрете». Он возбудил в Еве любопытство, высказав предположение, что Бог пытается утаить от нее неизведанное, захватывающее переживание, связанное с ощущением в себе Божественной сущности (см. Быт. 3:4, 5).

Сомнение в Божьем слове сразу пустило корни в ее сердце. Ева увлеклась мыслями о потрясающих возможностях, которые, по словам змея, могли дать плоды таинственного дерева. Искушение начало свое губительное действие в ее освященном уме. Вера в слово Бога незаметно для нее самой переродилась в веру слову сатаны.

Ей сразу представилось, что «дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание». Ева вдруг почувствовала неудовлетворенность своим положением и поддалась искушению стать подобной Богу. Она «взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:6).

Доверившись своим обманчивым чувствам, вместо того чтобы положиться на слово Бога, Ева разорвала тонкую нить своей зависимости от Бога, теряя вместе с этим и свое высокое положение. Следовательно, грехопадение человечества было отмечено прежде всего крушением веры в Бога и Его слово. Неверие привело к непослушанию, которое, в свою очередь, вызвало нарушение взаимоотношений и в конце концов привело к разрыву между Богом и человеком.

Немедленные последствия.

Первое, что повлек за собой грех, — это изменение в человеческом естестве, которое оказало влияние на отношения людей между собой и на их отношения с Богом. Их глаза «открылись», но новое «захватывающее» переживание принесло Адаму и Еве лишь чувство стыда (см. Быт. 3:7).

Вместо того чтобы стать равными Богу, как обещал им сатана, они стали бояться Бога и пытались скрыться от Него (см. Быт. 3:8-10).

Когда Бог спросил Адама и Еву о содеянном, они, вместо того чтобы признать свою вину, пытались переложить вину на другого. Адам сказал: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт 3:12). В его словах содержался намек на то, что Сам Бог причастен к этому греху, ведь это Он дал ему такую жену. Очевидно, сколь разрушителен оказался грех, так быстро нарушивший отношения Адама с женой и Творцом. Ева, в свою очередь, обвинила змея (см. Быт. 3:13).

Ужасные последствия, которые не заставили себя ждать, со всей серьезностью говорят о том, насколько губителен грех. Бог проклял змея, посредника сатаны, приговорив его всю жизнь ползать на собственном чреве в вечное напоминание о грехопадении (см. Быт. 3:14). Женщине Бог сказал: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16). А поскольку Адам послушал жену свою, вместо того чтобы слушать Бога, на землю пало проклятие. Скорбь и тяжелый труд ждали Адама впереди.

«Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт. 3:17-19).

Бог подтвердил неизменность Своего закона и то, что любое беззаконие неминуемо ведет к смерти. Он сказал: «Прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Бог изгнал беззаконников из Едемского дома, лишив их непосредственного общения с Собой (см. Быт. 3:8) и доступа к дереву жизни — источнику жизни вечной. Так Адам и Ева стали смертными людьми (см. Быт. 3:22).

Природа греха.

Многие тексты Священного Писания, особенно повествующие о грехопадении, говорят о том, что грех берет свое начало в мыслях, когда свободное нравственное существо сознательно встает на путь нарушения воли Бога (см. Быт. 3:1-6; Рим. 1:18-22).

Определение греха.

Библия дает несколько определений греха: «грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4), грех — отсутствие действия того, «кто разумеет делать добро и не делает» (Иак. 4:17), а также — «все, что не по вере» (Рим. 14:23). Вот еще одно емкое определение греха: «Грех — это любое отступление от открытой воли Бога, в чем бы оно ни выражалось: в невыполнении Его повелений или в нарушении Его запретов».

Грех не знает нейтралитета.

Христос утверждает: «Кто не со Мною, тот против Меня» (Мф. 12:30). Неверие в Него является грехом (см. Ин. 16:9). Грех абсолютен по своей сути, потому что грех есть восстание против Бога и Его воли. Каким бы ни был грех, малым или большим, он влечет за собой приговор: «виновен». Таким образом, «кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:10).

Грех совершается не только в поступках, но и в мыслях. Часто о грехе говорят только в смысле конкретных и явных нарушений закона. Но Христос сказал, что гнев на кого-либо уже есть нарушение шестой заповеди Десятисловного Закона: «не убивай» (Исх. 20:13). Человек, имеющий похотливые желания, преступает заповедь «не прелюбодействуй» (Исх. 20:14), Поэтому греховным является не только открытое непослушание, выраженное в реальных поступках, греховными могут быть также мысли и желания.

Грех и вина.

Грех влечет за собой чувство вины. Согласно библейской точке зрения, вина означает, что грешник подлежит наказанию. Поскольку все люди — грешники, то весь «мир виновен перед Богом» (Рим. 3:19).

Чувство вины может опустошить человека физически, умственно и духовно. Неразрешенная проблема вины влечет к смерти, потому что «возмездие за грех -. смерть» (Рим. 6:23).

Единственным противоядием от чувства вины является прощение (см. Мф. 6:12), которое дарует чистую совесть и душевный мир. Бог желает дать это прощение каждому кающемуся грешнику. Христос милостиво приглашает человечество, обремененное,грехом и сознанием своей вины: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).

Средоточие греха в человеке.

Библия говорит, что грех гнездится в сердце человека, подразумевая под сердцем его сознание. Из сердца бьют «источники жизни» (Притч. 4:23). Христос показывает, что человека оскверняют его мысли, «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15:19). Интеллект человека, его воля, привязанности, эмоции и тело, иными словами, весь человек, находится, выражаясь библейским языком, под влиянием сердца. А поскольку «лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено» (Иер. 17:9), то можно сказать, что все человеческое естество порочно и греховно.

Влияние греха на человечество.

Некоторым может показаться, что смертный приговор за употребление запретного плода — это слишком суровое наказание. Но постичь всю серьезность этого согрешения можно только во свете того влияния, которое грех Адама оказал на все человечество.

Первый сын Адама и Евы совершил убийство. Их потомки вскоре нарушили священный брачный союз, практикуя полигамию. Прошло совсем немного времени, как нечестие и насилие захлестнули землю (см. Быт. 4:8,23; 6:1-5,11-13).

Божьи призывы к покаянию и преобразованию оставались безответными, и только восемь человек были спасены от вод потопа, которые уничтожили упорных в своем нечестии грешников. История человечества после потопа — это, за малым исключением, печальное повествование о проявлениях греховной человеческой природы.

Греховность человечества универсальна.

История свидетельствует о том, что все потомки Адама наследовали греховную природу.

Псалмопевец Давид сказал в молитве: «Не оправдается перед Тобой ни один из живущих» (Пс. 142:2; ср. Пс. 13:3). «Нет человека, который не грешил бы» (3 Цар. 8;46). А Соломон произнес такие слова: «Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего»?» (Притч. 20:9); «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7:20). Новый Завет с такой же ясностью утверждает, что «все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим. 3:23) и «если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:8).

Вся прелесть греха заключается в том, чтобы отвлечь умы и сердца от неба и небесного Отечества и приковать к земле и земным радостям и развлечениям,к земной любви, к тленному земному.

Передается ли греховность по наследству или приобретается?

Апостол Павел сказал: «В Адаме все умирают» (1 Кор. 15:22). В другом месте он заметил: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом — смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12).

Испорченность человеческого сердца оказывает влияние на всю личность человека. Примерно ту же мысль выражает Иов: «Кто родится чистым человеком от нечистого? Ни один» (Иов 14:4).

Давид сказал: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7). А апостол Павел утверждает, что «плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8:7,8). Он подчеркнул, что перед обращением верующие «были по природе чадами гнева», как и все остальные люди (Еф. 2:3).

Несмотря на то, что в детском возрасте мы учимся совершать греховные поступки, подражая другим, все же присущая нам греховность передается по наследству. Это подтверждают вышеприведенные библейские тексты.

Всеобщая греховность человечества свидетельствует о том, что по природе мы склонны делать скорее зло, нежели добро.

Искоренение греховных поступков.

Насколько успешны попытки людей избавиться от греха в своей жизни и жизни общества?

Любая попытка жить праведной жизнью, полагаясь на свои собственные силы, обречена на неудачу. Христос сказал, что всякий согрешающий есть «раб греха».

Только Божественная сила может освободить нас от этого рабства. Но Христос заверил нас: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:36). Жить праведно, сказал Он, вы сможете лишь в том случае, если «пребудете во Мне», потому что «без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:4,5).

Даже апостол Павел не смог достичь праведности собственными усилиями. Он знал совершенный идеал Божьего Закона, но не мог жить по нему. Вот как он рассказывал о своих попытках: «Не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:15,19). Он говорит, насколько сильно влияние греха в его жизни: «Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:20).

Несмотря на свои поражения, он восхищался совершенным Божьим идеалом, говоря: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в Законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:22-24).

Наконец Павел признал, что для победы ему нужна Божественная сила. Во Христе он оставил рабскую жизнь по плоти и начал новую жизнь по Духу (см. Рим. 7:25; 8:1),

Эта новая жизнь в Духе есть дар от Бога, который преобразует человека. По Божественной благодати мы, «мертвые по преступлениям и грехам нашим», становимся победителями (Еф. 2:1, 3, 8-10). Духовное возрождение (через крещение и принятие Господа Иисуса) настолько преобразует жизнь (см. Ин. 1:13; 3:5), что это изменение можно сравнить лишь с новым творением — «древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). Новая жизнь, однако, не исключает возможности согрешения (см. 1 Ин. 2:1).

Итак, изменить человек сам себя не может, переделать тоже, исцелить себя также невозможно.Нет такой силы изменения человеческой природы. Тут уже речь идёт не о человеческой помощи, а СВЕРХчеловеческой. То есть, если не придёт какое-то божество, Божия помощь для изменения этой наследственной болезни (конечно же, духовной, она главная, а от неё идёт остальная жизнь, деятельная), то нас ожидает полный катаклизм.

И отсюда возникает важнейший догмат, который выражает всё существо христианства, на чём оно стоит и без которого христианства просто нет. Христианство утверждает, что Христос,богочеловек, есть не кто иной как сам Бог, Бог Слова, Сын Божий, который воплощается, то есть принимает на себя всю эту больную человеческую природу смертную и через страдания, через смерть восстанавливает эту природу, в самом СЕБЕ.


Это восстановление в самом себе имеет колосальное последствие во всей последующей жизни, ибо открывается возможность, которой не было до того времени у человечества. Именно: возможность духовного рождения каждому человеку, понимающему кто Он, принимающего Его, то есть получить семя новой жизни в самом себе. Если наше настоящее состояние глубоко болезненно и смертно явилось естественным следствием грехопадения первых людей и мы рождаемся без всякого согласия нашей воли и нашего произволения, то уже новое духовное рождение сопряжено с сознанием и волей человека, связано с его личным признанием Христа. И если он (человек) признает в Христе истину, если он видит в Христе спасителя, тогда может совершиться это духовное рождение, тогда в человеке начинается процесс возрождения, процесс духовного восстановления, процесс той жизни, которая даёт возможность приобщения человека к истинному благу. Ведь то благо, то счастье, которое ищет человечество оказывается поразительно безумным — это ещё одно из доказательство глубокой повреждённости человека.


Посмотрите какие силы, душевные и телесные, психические и духовные, тратят люди для достижения так называемого счастья, сколько используется преступлений, подлогов, поджогов для достижения мнимых блаженств. Неужели ты не понимаешь, человек, что ты не знаешь в какой момент ты покинешь этот мир, эту землю. Кто может сказать, что он знает? Так где ж твой ум, когда ты знаешь что умрёшь? Нарушаешь все законы, земные и духовные, человеческие и Божественные на приобретение того, что лопается как мыльный пузырь. Где же твой разум? Не безумие ли это?

Но несмотря на грехопадение, человек по-прежнему ценен в очах Божьих. Хотя образ Божий искажен, он все-таки не изглажен полностью. Человек, пусть даже падший, испорченный, греховный, еще остается представителем Бога на земле. Его естество ниже Божественного, и все же он занимает достойное положение Божьего попечителя над земным творением.

================================

Сторонники эволюции часто указывают на огромные научные достижения за последние несколько столетий как на доказательство того, что человек становится властелином собственной судьбы. Они склонны думать, что передовая наука со временем разрешит все мировые проблемы.

Однако сегодня роль технического прогресса все чаще воспринимается с сомнением, потому что техника в руках современного человека привела планету на грань самоуничтожения. Человеческая природа совершенно неспособна покорить и обуздать греховное сердце. Следовательно, весь научный прогресс привел мир к еще большей опасности.

Иногда создается впечатление, что философия нигилизма оправдывает себя. Изречение папы Александра: «Человек обретает вечное в надежде» кажется ныне пустым звуком. Иов более объективно воспринимал реальность: «Дни мои бегут скорее челнока и кончаются без надежды» (Иов 7,6).

Теперь мы ясно видим : эра человечества катится к закату. Некто, находящийся вне пределов человеческой истории, должен прийти, вмешаться и сделать ее новой, совершенно иной. И тут речь пойдёт о спасении.

Спасение

Спасение от чего? Когда мы говорим о спасении, о христианском понимании спасения, то вот что мы подразумеваем — спасение от того расстройства, от того искажения нашей природы, от того искажения всех свойств наших, от той смерти, которая вошла в нашу природу. Что все вместе именуется злом, или грехом; или первородным грехом.

От греха с большой буквы, от той поврежденности, смертности, или выражаясь языком некоторых отцов, тленности. Максим Исповедник часто употребляет это слово, тление, проникшего в наше чувство. Вот от чего пришел спасать Христос человечество.

Эта поврежденность нашей природы, является источником всевозможных болезненных чувств, желаний, идей, мыслей. То есть возникает все то, что действуя на нас, приводя нас к личным грехам.

Очень печально, что все мыслители и философы, научные и политические деятели, писатели и представители всевозможных интеллектуальных проектов, при решении своих задач, при построении своих теорий, не исходят о признании истинной сущности человеческой природы, какова она есть на самом деле. Для них сам вопрос о природе человека как бы не существует. А между тем это корень, центр всех проблем человека.

Отсюда все эти теории становятся утопичными и это подтверждается фактами на протяжении всей истории человечества. Если «человек — это звучит гордо», то где же результат этой разумной умной деятельности?

10 мая 2005 г.


Hosted by uCoz